Тоскуя по тому, кто царствует в своей Империи, без всяких надежд и страстей зашла я на Генхун.
А зачем я зашла-то? А вот зачем! Сегодня на Балто-Славике дали гуд-ссылку.
Каменные храмы западных и балтийских славян
http://slav-drevnosti.livejournal.com/113081.html
Прочла и вспомнила развалины Булгара. А ведь это и про нас, про наше написано. Всё также, как и у славян. И тоже каменные языческие храмы. И тоже разрушенные где-то в 17 веке. Как же всё искажено... А мы, безумные, про какой-то ислам от 932 года, про какие-то немыслимые исходы и походы. Вся наша генетическая и культурная Родина здесь, на месте. В Тариме только мумии. И да, у чувашских женщин нет практически никаких С3 и С4. Ну, если, только очень редко.
Так вот, про Родину. Читая этот материал по славянам, опечалилась и нашей историей, которую так грубо исказили...
Большой интерес вызвали сообщения о найденном археологами языческом кургане XVII в. Значимость этого кургана состоит, разумеется, в том, что он был сооружен в XVII в. и на несколько столетий раздвигает хронологические рамки существования живой языческой традиции. Каменные храмы, о которых пойдет речь ниже, незадолго до этого времени уже были разрушены, но их значение от этого не становится меньшим, если не наоборот: эти культовые сооружения интересны не только необычно долгим периодом существования, но и тем, что были возведены из нехарактерного, как считается, для славянских языческих храмов материала - камня или кирпича.
Первым (и, кажется, единственным) из русских ученых о каменных языческих храмах славян упомянул И.И. Срезневский. В своей книге "Святилища и обряды языческого богослужения древних славян" (1846 г.) он пишет:
Это (свидетельство Масуди об отверстиях в кровле славянских языческих храмов - А.В.) тем вероятнее, что недавно еще, в последние годы прошлого столетия, существовал в Силезском городе Любусе (Leubus) (каменный - А.В.) храм, относимый знатоками к языческому времени, в котором святилище покрыто было полукруглым сводом, а под ним помещались хоры, так что все вместе имело вид купола <...> Из того однако, что о некоторых храмах положительно знаем, как о построенных из дерева, не следует, что все Славянские храмы были деревянные. Есть, напротив, доказательства, что бывали и каменные. Так потомки Балтийских Славян в Мекленбурге и Померании, рассказывая до сих пор предания о храмах своих предков, говорят, что храмы эти были сложены из огромных камней, что сами нечистые духи сносили эти камни для людей, их обожавших. Основываясь на таких преданиях, ученые не перестают искать на Рюгене и в других местах развалин, которые бы могли оправдать их понятия о великолепии храмов. Между Арабами также носились слухи о каменных храмах у Славян, как видим из Масуди. И не одни подобные предания и слухи доказывают, что храмы были строимы и из камня: кое-где еще недавно видны были и остаются до сих пор остатки языческой каменной постройки. Так в Саксонском городе Ютробог был еще в XVI веке храм языческий, построенный из камня со сводом, низкою дверью и отверстием против солнечного восхода. Так и в Силезском городе Любусе был храм, построенный из камня со сводом, и пол был в нем устлан кирпичем, а стены так крепки, что когда их снимали, то надобно было взрывать порохом. Кладбищенская церковь на горе Мартынской, близ Мейсена в Саксонии, переделана из старинного языческого храма, что доказывается, по мнению Клемма, ее странной формой, и ее положением. Немцы думают, что эти и подобные остатки суть остатки языческих храмов Германцев; но ни местности, где их встречаем, ни сведения, какие нам остались о храмах Германцев, не позволяют доходить до подобного заключения. [1]
Вероятность, что каменные храмы, о которых пишет Срезневский, действительно были и простояли почти до Нового времени, есть, и если мы ничего о них не знаем, то, скорее всего, потому, что исследователи еще не обращали на историографические свидетельства об их существовании должного внимания. Последние фундаментальные труды по истории балтийских славян были написаны в позапрошлом столетии, как и книга Срезневского, а иностранная литература той же эпохи, на которую часто ссылались их авторы, широкому читателю стала доступна совсем недавно (спасибо Гуглбукс).