Вот ещё одна работа, дающая нам возможность по-новому взглянуть на алтаистику.
http://mion.isu.ru/filearchive/mion_pub … rov/9.html
Туров М.Г.,
Иркутский государственный университет,
Еще раз о "исторической прародине" и ранних этапах этногенеза "тунгусов - эвенков"
Эвенки, как известно, входят в тунгусо-маньчжурскую группу алтайских языков.
Выдержки из работы:
Аналогичная ситуация постепенно складывалась и в лингвистике. Начатые еще в первой четверти ХХ в. ареальные, сравнительно-исторические исследования в структуре урало-алтайских языков привели к тому, что к началу 1980-х гг. позиции защитников тождества "алтайская языковая семья" = общий "праязык" современных монгольских, тюркских и тунгусо-маньчжурских народов были существенно поколеблены. Нарастающий поток данных по фонетике, морфологии и лексике коренных этносов Северной Азии и их сопоставление с материалами бурятского и якутского языков неуклонно сдвигали к северу искомый "первичный очаг" глоттогенеза тунгусо-маньчжуров, с одной стороны, выдвигали ряд объективных аргументов против некогда общепринятой возможности существования в древности "алтайской лингвокультурной общности" (Викторова, 1980, 70-73)
Расчеты генетиков приобретают особый интерес в сопоставлении с данными лингвистики как минимум по двум причинам. Так, сравнительные исследования языков уральской и алтайской семей показало, что корневая (наиболее древняя) основа лексики, фонетики и морфологии языка эвенков и эвенов имеет от 60 до 70 % тождеств и совпадений в языках восточных самодийцев (селькупы, энцы, ненцы) и лишь в 7-10% обнаруживает сходства с языками бурят (Никонов, 1980; Серебренников, 1982, 30-31, 44; Симченко, 1976, 161-162; Хелимский, 1985; Черемисина, 1985) По мнению ряда исследований, многочисленные аналоги в лексике южных территориальных (диалектных групп эвенков и тунгусоязычных этносов бассейна Амура объясняются относительно поздними (~X-XIV вв.) обоюдными заимствованиями (Василевич, 1974; Лебедева, 1981; Цыдендамбаев, 1981).
Наконец, огромное число примеров из сравнительно-исторических исследований алтайских языков дают, как нам представляется, достаточно убедительные основания к предположению, что основной лексический фонд языка современных эвенков, охватывающий большую часть понятий и терминов (география и топонимика, антропонимика и ономастика, материальная и духовная культура и т.д.) имеет самостоятельное (генетически не связанное с языками бурят и якутов) происхождение, территориально связанное с ареалом средней и северной таёжных зон Сибири (Рассадин, 1981, -С.97-119; Дмитриева, 1972, 151-223; Колесникова, 1972, 71-104; 257-336; Константинова, 1972, 224-256; Новикова, 1972, 104-150; Цинциус, 1972, 15-70).
Многообразие данных по разным разделам языкознания сегодня обнаруживает явные противоречия (несоответствия) с традиционными схемами генеалогий языков уральской и алтайской семей. Ряд исследователей (Викторова, 1980, 89; Щербак 1966; 1971) отмечают условность реконструкций алтайской языковой семьи и возведение её к "праязыку - генетическому ядру" современных тунгусо-маньчжурских, якутского и бурятского этносов. Л.Л.Викторова, в частности отмечает, что общие корни алтайских языков могут проецироваться в гораздо более древнюю "ностратическую" языковую общность, (Викторова, 1980, 87). В структуре "ностратической общности" эта "семья", по мнению Л.Л.Викторовой может анализироваться не столько с позиций "праязыка", сколько с позиций окраинной, восточной периферии "первобытной лингвистической непрерывности (выделено нами - М.Т.) характерной для: эпохи палеолита, в том числе и на территории Центральной Азии (Викторова, 1980, 91-92). Таким образом, изложенные выше данные, на наш взгляд, позволяют с большой долей вероятности полагать:
- глоттогенез всех популяции и этнокультурных общностей охотников-рыболовов Северной Азии ("прасамодийских", "праэвенкийских", и "праэвенских") мог происходить в одном общем очаге, охватывавшем все таежные субрегионы Восточной Сибири, смежные им районы Приморья и Обь-Енисейского междуречья;
- после гипотетического разделения "алтайской семьи языков" на изолированные языки-изоляты, часть западных (средне сибирских) диалетов эвенков до недавнего времени продолжала сохранять и поддерживать языковые и этнокультурные связи с соседними группами северо-восточных самодийцев, в то время как восточные эвенки (орочёны) и, в особенности, тунгусоязычные этносы бассейна Амура, в силу разных причин, испытывала активное культурное и языковое воздействие со стороны монголоязычного и тюркоязычного населения Южной Сибири, сопредельных районов Монголии и северовосточных провинций Китая (Дунбэй).
Отредактировано sdjthruhghgvuig (2011-02-09 22:49:08)